Главная » Статьи » Мои статьи [ Добавить статью ]

НAЦИОНAЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО В МЕГAЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Специальность: 08.00.01

Год: 2011

Отрасль науки: Экономические науки

Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:

  1. Охарактеризована системная целостность национального хозяйства. С одной стороны, национальное хозяйство определено как структурное образование конъюгации (связывания) и комбинирования отдельных звеньев посредством ингрессии (клея). Роль ингрессии выполняют институциональные законы, нормы и ценностные ориентиры, которые определяют глубинную целостность национальных экономических отношений. С другой стороны, национальное хозяйство находится в состоянии «экономической энтропии», то есть пребывает во внутренней неупорядоченности как относительно замкнутая система. В связи с этим национальное хозяйство подвержено парцелляции, то есть «дроблению» на подсистемы, сегменты, отрезки. Это значит, что существенные и глубинные противоречивые взаимодействия в национальном хозяйстве должны иметь центральное ядро (ствол) - воспроизводство противоречивых экономических отношений. Поэтому в обосновании экономической теории национального хозяйства главными структурообразующими составляющими являются экономические категории: потребность, интерес, собственность, человеческий капитал, социальный и экономический рост. Прогностические модели развития национального хозяйства в мегаэкономической системе при всем разнообразии многомерных методов исследования автор подразделяет на три большие группы: а) инерционные (полученные разверсткой во времени - из прошлого через настоящее в будущее по определенным количественным закономерностям); б) инверсионные (полученные обратной разверсткой во времени - от желаемого будущего к настоящему; в) смешанные (гибридные) с элементами инерционных и инверсионных моделей.
  2. Обосновано использование системы социально-экономических опережающих индикаторов, заключающейся в построении прогноза о наступлении перехода от подъема к спаду (или наоборот) и на его основе формирования системы раннего обнаружения. Необходимо подобрать такие показатели, поворотные точки в динамике которых наступают раньше, чем в экономике и социальной сфере в целом. Тогда достижение пика или впадины, опережающими индикаторами позволило бы констатировать о вероятном приближении пика или впадины. На базе этого проанализированы краткосрочный и долгосрочный периоды в динамике национального хозяйства с целью достижения социально-экономической эффективности на его макроуровне. Выделены обратимые (циклические) процессы экономического роста (количественные изменения) в краткосрочном периоде и необратимые (эволюционные) процессы экономического развития в стратегической перспективе. В связи с этим обоснован механизм достижения социально-экономической эффективности национального хозяйства в краткосрочном периоде путем социальной ориентацией перераспределительной деятельности государства и других институтов в условиях достигнутого уровня экономического развития, структуры и уровня общественных и индивидуальных потребностей, сложившейся системы макропропорций. В долгосрочном периоде социально-экономическая эффективность национально хозяйства определяется качественными (структурными) характеристиками, особым социально-эффективным типом макропропорциональности. В основу построения теоретической модели положено специфическое взаимодействие макропропорций коммерческого и государственного секторов экономики.
  3. Показано, что в системе функционирования национального хозяйства наблюдается существенный разрыв между его потенциальной и фактической эффективность, что свидетельствует о действии тормозящих или демпфированных (гасящих) факторов (своего рода трения). Таковыми являются: неоптимальное распределение ресурсов; несовершенство экономических стимулов; недостаточно качественное выполнения принимаемых решений; завышенные лаги реализации инвестиций и инноваций. В связи с этим определены случаи, в которых рынок не в состоянии обеспечить эффективное размещение ресурсов (это - «провалы рынка»): а) монополия; б) внешние эффекты; в) общественные блага; г) асимметрия информации.
  4. Переосмыслена система перспективных и промежуточных целей структурной модернизации национального хозяйства с учетом социального развития, а также отбор вариантов развития, исходя из приоритетности социальных целей. В связи с этим доказана необходимость изменения существующей модели макроэкономического регулирования национального хозяйства с целью придания ему социальной направленности, для чего разработана система принципов и альтернативный вариант государственной промышленной политики по повышению социальной эффективности. На основе этого разработаны социально-экономические критерии селективного отбора инвестиционных проектов для государственной поддержки.
  5. Доказано, что в основе устойчивого долгосрочного функционирования национального хозяйства лежит принцип контрактации и сетевизации экономических отношений. Показана органичная взаимосвязь контрактов с системой экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также с институциональной средой современного национального хозяйства. В связи с этим введено в теоретический оборот понятие «непротивоположные экономические интересы» (имеется ввиду не конфликт между хозяйствующими субъектами, а неполное совпадение экономических интересов сторон, имеющих общие цели). На базе этого произведена систематизация и формализация контрактов, в основу которых положены методологические принципы неоинституциональной теории. Обоснована матрица контрактов, которая органически связана со стратегией развития национального хозяйства. С позиции системогенетики национального хозяйства она является стратегическим ядром долгосрочной стабилизации многополярных экономических интересов. Матрица контрактов включает следующие уровни: каузальный, функциональный, диалектический, трендовый. Обосновано значение и показана сущность эксплицитных и имплицитных контрактных экономических отношений в национальном хозяйстве. Контрактные отношения в национальном хозяйстве рассмотрены как сетевые экономические отношения. Причем сетевые экономические отношения являются формой проявления неявных контрактов, в то время как отношения между хозяйствующими субъектами, складывающиеся в рамках формальных институтов, имеют структурный характер. Сети проанализированы в двух различных аспектах: как феномен, существующий в реальности, и как инструментарий, позволяющий эту реальность анализировать.
  6. Выявлена взаимосвязь социальных и экономических сетей: с одной стороны, социальные сети, выступающие предпосылкой возникновения экономических сетей в национальном хозяйстве, являются управляющими по отношению к ним, с другой - параллельность развития экономической и социальной сети, когда управляющей является экономическая сеть, позволяет повысить эффективность взаимодействий за счет воздействия института доверия. Раскрыто содержание понятия «экономическая координация», определяемое как процесс согласования и сопряжения взаимодействий экономических субъектов по поводу удовлетворения экономических потребностей. Определено, что сетевая форма экономической координации: позволяет осуществлять более эффективную координацию когда институциональная среда является неустойчивой; дает возможность использовать «обратную связь»: скорость взаимодействия в сети выше чем в системе; снижает трансакционные издержки. Проведена классификация сетевых экономических структур, в качестве классификационных признаков выделены: характер связи (мерность) и подчиненность (уровневость). Мегаэкономика, ведущим звеном которой является деятельность ТНК, объективно влечет за собой двустороннюю сетевизацию: с одной стороны, ТНК строятся по принципу сетевых систем, с другой - образуется «сети выживания» и «сети сопротивления».
  7. Установлены экономические противоречия при реализации государственных и национальных интересов, интересов корпораций и отдельных фирм в интеграционных процессах, что позволило определить меру необходимой согласованности в условиях современного развития национального хозяйства. В условиях современного национального хозяйства сформировалась особая система экономических стратегий, позволяющая сглаживать возникающие из-за неэффективного действия институциональных структур противоречия в системе экономических интересов агрегированных экономических субъектов. Национальное хозяйство должно пройти три фазы, чтобы войти органической частью в мегаэкономическую систему: 1) фаза стабилизации или критическая фаза развития национального хозяйства (борьба с инфляцией и др. последствиями развала экономической системы); 2) фаза становления рыночной системы (создание основных формально-институциональных норм и новой инфраструктуры национального хозяйства); 3) фаза структурного корректирования национального хозяйства (под влиянием новых рыночных сил меняется характер производства и занятости). Осуществление каждой фазы требует разного количества времени: первая фаза - 1-3 года; вторая - 5-10 лет; третья - жизнь нескольких поколений.
  8. Раскрыто структурологическое значение динамичности мегаэкономической системы: а) состояние движения; б) ход развития; в) изменение параметров, явлений и характеристик под влиянием действующих на них факторов: равновесия и неравновесия; конъюнктурной экономики; монополии и олигополии; сочетания различных форм собственности и т.д. Выделены особые характерные черты национального хозяйства в ракурсе мегаэкономической системы: динамичность, взаимозависимость элементов, комплексность, целостность, иерархичность, сложность, возможность деление национального хозяйства на отдельные части (декомпозиция), вхождение национального хозяйства как подсистемы в систему более высокого порядка - в мегаэкономическую систему. Выделены приоритетные признаки мегаструктурности: идентичные условия ведения хозяйственной деятельности (законодательная база, банковская и налоговые системы, единая валюта), сопоставимый уровень общественного благосостояния, отсутствие барьеров на пути движения факторов производства к местам их обработки и использования и готовых продуктов к конечному потребителю; единый механизм управления экономическими процессами на уровне мирового хозяйства в целом. Мегаэкономика определяется как уровни формирования национальных экономических систем, характеризуемая набором взаимосвязанных и конвергируемых признаков, и как процесс, имеющий историческую основу и гипотетический результат в стратегической перспективе. В отличие от предшествующей формы организации экономических отношений интернационализации, в условиях мегаструктурности хозяйственные системы постепенно становятся всё менее экономически обособленными, и международные хозяйственные связи приобретают конвергируемый и глобальный характер.
  9. Аргументированы особенности экономических отношений в мегаэкономической системе: волнообразный характер динамики экономических отношений национального хозяйства к состоянию многоструктурности; неравномерность экономического развития территориально ограниченных регионов и усиление экономической взаимозависимости локальных хозяйственных систем. В связи с этим, выделяются свойства национального хозяйства: а) открытое национальное хозяйство основывается на кооперативной деятельности экономических субъектов - обмене, кооперации и конкуренции; б) динамичность и самоорганизованный характер; в) рыночный тип связи компонентов и их открытый характер; г) полицентричность. Основные признаки мегаэкономической системы включают две группы. В первую группу входят признаки, которые характеризуются количественными показателями: устойчивое превышение темпов роста объёмов международных торговых операций, международных прямых инвестиций и операций на международных финансовых рынках над темпами роста мирового ВВП. Вторую группу составляют признаки, обусловленные качественными характеристиками мирового хозяйства, вступившего в новую стадию своего развития: усиление интернационализации НТП, быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий, становление и развитие международных экономических и торговых блоков, возрастание активности мультинациональных корпораций, усиление миграции населения, распад мировой социалистической системы и осуществление трансформационных процессов в постсоциалистических странах. С учётом признаков мегаструктурности исследован механизм взаимосвязи национальной экономики и мирового хозяйства.
  10. Выделены три основные институциональные уровни национального хозяйства в мегаэкономической системе: а) экспорт товаров и услуг, б) приток- отток капитала, в) приток-отток валюты. Доказано, что необходимое равновесие между оттоком капитала и притоком инвестиций и экспорта является уравнением открытого национального хозяйства, показывающим равновесное состояние экономики. В связи с этим выделяются экзогенные и эндогенные факторы функционирования открытого национального хозяйства через понятие оттока и притока факторов. Определены процессы формирования экономико- политического устройства мирового хозяйства в условиях мегаструктруности в трёх аспектах: соотношение процессов мегаэкономики и регионализации; тенденции сохранения или частичной утраты национального экономического суверенитета; взаимодействие национальных и наднациональных структур в процессе управления хозяйственной деятельностью. Обоснованы факторы, наличие которых усиливает тенденции интеграции: сопоставимый уровень (по ВВП на душу населения) экономического развития отдельных стран, интенсивное экономическое сотрудничество между странами; географическое расположение и идентичность политических систем отдельных стран.
  11. Обосновано влияние экономических отношений национального хозяйства на тенденции развития мегаэкономической системы. В связи с этим выделены два основных сценария мегаэкономики (выигрыш-выигрыш и выигрыш-проигрыш) с точки зрения перспектив развития национальных экономик. Сценарий выигрыш-выигрыш означает, что в процессе мегаструктурности позитивные эффекты могут распространяться на все национальные экономики и мировое хозяйство в целом. Сценарий выигрыш- проигрыш предполагает возможность извлечения реальных выгод в процессе мегаэкономики только для некоторых национальных экономик, в то время как влияние мегаэкономики на развитие других национальных экономик негативно.
  12. Предложена типизация тенденций развития национальных экономик в условиях мегаэкономической системы. Основу этой типизации составляет способность национальных экономик сохранять или утрачивать мегаэкономические преимущества, а также преодолевать мегаэкономические дефициты. Определены факторы, воздействие которых определяет наличие у национального хозяйства мегаэкономических преимуществ или мегаэкономических дефицитов: специфические особенности национальной экономики, качественные характеристики мирового хозяйства на стадии мегаструктурности и сферы хозяйственной деятельности, характеризуемые количественными индикаторами мегаэкономики. На основе этого раскрыты виды неравновесия в мегаэкономической системе: функциональная неравновесность, и неравновесность, порождающая развитие, которые различаются по силе вызывающих их флуктуации и по степени удаления от гипотетического равновесного состояния, а также по последствиям: первая влечет за собой незначительное изменение поведения экономических субъектов и макроэкономических показателей в рамках сложившейся структуры, а вторая вызывает точку бифуркации, находясь в которой экономика может быть притянута не только аттрактором прогресса, но и регресса, может, как повысить, так и понизить степень своей сложности и организованности, стать открытой или закрытой системой и, наконец, может разрушиться. Выявлены тенденции, свидетельствующие о наличии мегаэкономических дефицитов национального хозяйства в сферах хозяйственной деятельности, характеризуемых количественными индикаторами мегаэкономики: односторонний характер структуры внешней торговли; непривлекательность экономики для прямых иностранных инвестиций; низкий уровень развития национального финансового сектора.
Категория: Мои статьи | Добавил: sanekq (30.10.2012)
Просмотров: 494 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]