Главная » Статьи » Мои статьи [ Добавить статью ]

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Специальность: 08.00.01

Год: 2009

Отрасль науки: Экономические науки

Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:

  1. Раскрыто содержание понятия «информационной экономики» как экономики информационных благ и информационно-коммуникационных технологий. Доказана сходимость понятий «новая экономика», «информационная экономика», «сетевая экономика» и «экономика, основанная на знаниях» на основе того, что в современной рыночной экономике, сохраняющей цикличность, потенциал повышения тренда экономического роста и производительности реализуется на базе информационно-коммуникационных технологий, расширяющих возможности, во-первых, снижения издержек производства, обработки и передачи информации, во-вторых, получения выгод от сетевых эффектов и, в-третьих, научно-технических достижений и инноваций во всех областях.
  2. Выявлены эмпирические и теоретические предпосылки исследования информационного фактора ценности благ. К эмпирическим предпосылкам отнесены: информационная природа значительной части богатства, сетевая форма организации взаимодействий между субъектами и высокая потребность в информации для снижения неопределенности перспектив. На основе сопоставительного анализа эволюции субъективистских и объективистских концепций ценности и стоимости, а также результатов исследований в области ценообразования в рамках информационной парадигмы в экономической теории обосновано использование синтеза этих теорий в исследовании информационного фактора ценности благ.
  3. Предложена концепция информационной ценности, раскрывающая роль информационного фактора в установлении цен, который предполагает наличие, во-первых, инновационной ценности - сочетания в продукте полезности и новизны и, во-вторых, символической ценности, формирующейся на основе своеобразного отношения между потребителем и благом. Символическая ценность проявляется в готовности потребителя платить за товар, обладающий знаковыми характеристиками, наличие которых повышает полезность, извлекаемую потребителем из функциональных свойств блага.
  4. Обоснована стратегия ценообразования по принципу инновационного лидерства как специфического для информационной экономики способа установления цены и завоевания рынка вследствие наличия двух тенденций: потенциала извлечения выгод от эффекта возрастающей отдачи и широких возможностей копирования идей, технологий, продуктов. Показано, что стратегия ценообразования по принципу инновационного лидерства нацелена на создание массового рынка инновационного продукта, на котором доминирующее положение занимает монополия нового типа, способствующая росту выпуска и снижению цены.
  5. Дано комплексное представление об основных видах и моделях политики ценообразования на сетевых рынках информационной экономики (агрессивное ценообразование на основе преимущества в объеме производства, персонализация цен, версионирование, продажи наборами, групповые цены, цены доступа) как ориентированных на установление цены на основе определения ценности продукта для потребителя. Предложено расширение модели версионирования Х. Вэриана, позволяющее определить опорные точки ценообразования копируемых информационных благ в условиях, когда признаки разной готовности потребителей платить за товар не наблюдаемы, что повышает теоретическое и прикладное значение модели. Доказано, что необходимым условием максимизации чистого выигрыша производителя, продающего информационное благо на двух сегментах рынка, является равенство отношения опорных точек ценообразования (значений обратных функций спроса на каждом сегменте рынка при оптимальном числе качественных характеристик информационного блага, входящем в его неполную версию) доле потребителей с наибольшей готовностью платить за товар. Достаточным условием является достижение функцией прибыли глобального, а не локального максимума.
  6. На основе обобщения результатов ряда эмпирических исследований и проведения ситуационного анализа российского рынка программного обеспечения для защиты информационной и компьютерной безопасности структура этого рынка определена как «тесная олигополия», а ее модель - как ступенчатое лидерство. Сформулированы признаки этой модели, отличительным среди которых является лидерство одной фирмы, имеющей несколько довольно крупных последователей и конкурентное окружение продавцов с мелкими рыночными долями.
  7. Ценовая стратегия, которая реализуется фирмами на рынке программного обеспечения для защиты информационной и компьютерной безопасности, определена как стратегия создания информационной ценности, направленная на достижение одновременного сочетания в продукте инновационной и символической ценности. Предложена модель формирования локальных равновесий при реализации стратегии создания информационной ценности.
  8. Выделен присущий стратегии создания информационной ценности особый тип ценовой политики, который получил в работе название барометрического версионирования. Дано его определение как динамической ценовой дискриминации, предполагающей последовательный выпуск и продажу нескольких качественно различных версий продукта  с целью  не  только расширить продажи за счет охвата потребителей с разной готовностью платить, но и повысить скорость реакции на снижение цены конкурентами для противостояния этой тенденции. Показано, что данный вид ценовой политики согласуется с методом ценообразования на основе текущих цен, применяемым фирмами при выводе на рынок новых версий продукта, и тактикой ценообразования по принципу скользящей цены. Обобщены современные тенденции развития отрасли программного обеспечения для защиты информационной и компьютерной безопасности, в рамках каждой из которых важную роль играет ценовая политика фирм. К их числу отнесены повышение эффективности борьбы с «пиратством», конкуренция с бесплатными программными продуктами и противостояние негативному влиянию мирового финансового кризиса 2007-2009 гг.
Категория: Мои статьи | Добавил: sanekq (30.10.2012)
Просмотров: 381 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]